Тема номера: без барьеров

В этом номере

Тема седьмого «Вестника» вдохновлена журналом «Диалог. Карнавал. Хронотоп», последний номер в истории которого вышел несколькими днями ранее. Журнал был основан в 1992 году как специализированное издание, посвящённое жизни и творчеству М. М. Бахтина — знакового исследователя для современных цифровых гуманитариев филологической ориентации.

В журнале с первых лет его жизни существовала рубрика «поверх (научных) барьеров» — своеобразная трибуна для «неформатных» и/или междисциплинарных публикаций. Сожалея о закрытии журнала, мы одновременно радуемся тому, что сегодня вполне легитимизировало себя целое «безбарьерное» научное направление — Digital Humanities. Здесь ученым уже не нужно скакать «поверх барьеров» — ведь междисциплинарные препятствия изначально и осознанно удалены. А в последнем номере «Диалог. Карнавал. Хронотоп» опубликованы сразу два DH-исследования — и обзор одного из них мы с удовольствием публикуем в научной рубрике ниже.

DH-исследования

History of art paintings through the lens of entropy and complexity

Компьютерный анализ 137 тысяч картин из коллекции WikiArt. Каждое полотно представлено как набор пикселей. На основе цветовых параметров (RGB) вычисляются две метрики — визуальная сложность (complexity) и энтропия. Эти метрики соотносятся с наработками искусствоведов — шкалами «линейное <–> живописное» Генриха Вёльфлина и «гаптическое <–> оптическое» Алоиза Ригля.

Авторы исследования показывают, что при переходе к модерну у картин повышается энтропия и понижается сложность. Исследователи считают, что им удалось формализовать меньшую «предметность» и более вольный стиль полотен импрессионистов, фавистов и пуантилистов по сравнению с домодернистской живописью ренессанса, неоклассицизма и романтизма.

Как видно, при переходе от модерна к постмодерну/современному искусству сложность вновь повышается, а энтропия падает. Авторы видят здесь отражение того, что в современном искусстве часто изображают простые обыденные предметы с конкретными очертаниями.

На основе тех же признаков энтропии и сложности исследователи произвели иерархическую кластеризацию стилей:

Кроме того, они попытались обучить классификатор для предсказания стиля, однако точность (accuracy) его работы оказалась не слишком высокой (18% для 20 стилей).

В сети терминов М. М. Бахтина: теория графов о диалоге, карнавале и хронотопе

Сетевой анализ терминологии М. М. Бахтина из последнего номера упомянутого выше журнала «Диалог. Карнавал. Хронтотоп». Сеть строится на основе совместной встречаемости всех относительно частотных слов в работах Бахтина. Далее к ней применяются стандартные методы network science: вычисление центральных узлов и выявление сообществ (кластеров). Анализ центральностей позволяет формально зафиксировать центр понятийной системы ученого через небольшой набор узловых терминов. Кластеризация сети помогает выявить отдельные концептуальные единства в корпусе работ Бахтина.

Roman Roads to Prosperity: Persistence and Non-Persistence of Public Goods Provision

Статья о том, как маршруты древнеримских дорог по-прежнему определяют экономическое развитие в Европе. А в Северной Африке все сложилось иначе: после распада Римской империи там быстро вошли в силу те, кто возит грузы верблюжьими караванами. Им дороги были неактуальны, и потому сегодня никакой корреляции между уровнем развития и дорожной сеткой нет. В Европе же и в средние века продолжали подновлять старые пути, используя их как часть транспортной и торговой инфраструктуры.

DH-образование

В этой рубрике мы нескромно расскажем о популяризаторской деятельности сообщества «Системный Блокъ», в работе которого принимает участие Центр цифровых гуманитарных исследований НИУ ВШЭ. Как помнят постоянные читатели рассылки, «Системный Блокъ» был запущен вместе с выходом предыдущего «Вестника» в середине июля. Он задумывался как первое русское медиа с фокусом на цифровизации культуры и популяризации Digital Humanities.

С тех пор у сообщества появилось свыше 6000 подписчиков, были опубликованы почти четыре десятка постов, возникли некоторые фирменные рубрики. Так, под хэштегом #нейростихи машинную поэзию еженедельно комментирует живой кандидат филологических наук… Редакция сообщества живет «без барьеров»: сейчас над материалами работают цифровые гуманитарии из московской и петербургской Вышки, сотрудники ведущих отечественных IT-компаний, представители зарубежных исследовательских институтов, аналитики-урбанисты, педагоги-практики.

В ближайшее время «Системный Блокъ» стартует серию образовательных постов о том, как работают ключевые технологии и инструменты цифровых исследований. Пока же предлагаем небольшую подборку уже опубликованных материалов, которые могут помочь новичку (например, студенту):

Другие выпуски Вестника Digital Humanities